Чтобы попытаться снизить себестоимость производства алюминия на Надвоицком заводе из-за падения цен на металл, UC Rusal в 2014 г. купила у «Газпром энергохолдинга» Ондскую ГЭС. Мощность станции – 80 МВт. Но выплавка первичного алюминия здесь так и не была возобновлена, теперь на заводе выпускают только сплавы. С учетом этого сейчас мощности Ондской ГЭС загружены не более чем на 60%, подсчитывает аналитик АКРА Максим Худалов.
Развитие территорий присутствия – приоритет для компании, подчеркнул представитель UC Rusal: «Проект создания высокотехнологичного центра в первую очередь направлен на раскрытие промышленного потенциала надвоицкой площадки, расположение, кадровые и инфраструктурные возможности которой позволяют рассматривать проекты развития и партнерства с разными высокотехнологичными компаниями». Зенков подтвердил, что сотрудничество на территории Надвоицкого завода уже началось. Он отметил, что это позволит эффективно использовать свободные энергетические мощности и создать высокотехнологичные рабочие места. «Сотрудничество с UC Rusal является одним из залогов будущего успеха в реализации международного проекта Mining Now, который AA!LAB реализует с использованием собственного оборудования и программного обеспечения», – добавил Зенков.
UC Rusal не единственная компания Дерипаски, которая предоставляет инфраструктуру для создания datа-центров. В мае 2017 г. En+, энергометаллургическая компания Дерипаски (контролирует UC Rusal), построила в Иркутске первый модуль data-центра «Облака Сибири», ориентированного на предоставление услуг клиентам из Китая. «Совокупные затраты на проект в 8000 стоек оборудования En+ оценивает в $300 млн, таким образом, можно предположить, что проект на 5000 вычислительных блоков, анонсированный UC Rusal, будет стоить порядка $150 млн», – подсчитывает старший аналитик департамента стратегического развития и экономического прогнозирования Газпромбанка Евгений Гранкин. Это около 26% капитальных затрат UC Rusal за 2016 г. ($575 млн), следует из ее отчета.
Эффективность работы ЦОДа будут обеспечивать доступная возобновляемая энергия Ондской ГЭС и холодный климат региона, позволяющий снизить энергопотребление систем охлаждения оборудования, говорится в сообщении UC Rusal. С компанией согласен и Гранкин. Основную синергию проекта он видит именно в доступе к дешевой электроэнергии для одних, возможности реализовывать ее излишки для других и экономии на системах охлаждения. «При этом если использовать такой data-центр преимущественно для майнинга криптовалют, то основной риск заключается в высокой волатильности курсов криптовалют (см. график). Это делает рентабельность инвестиций в создание такого комплекса очень непредсказуемой», – предостерегает эксперт. Период окупаемости оборудования в домашнем майнинге – около 9–12 месяцев, говорит Гранкин. При этом такое оборудование быстро устаревает, а учитывая высокую волатильность криптовалюты, такие инвестиции очень рискованны, поясняет он. «Промышленный майнинг выгоднее из-за более дешевой электроэнергии. К тому же крупные компании, которые занимаются этим, разрабатывают собственное оборудование для майнинга. Это снижает затраты», – добавляет эксперт.
Ожидаемые капитальные затраты UC Rusal в 2017 г. – $600–700 млн, напоминает директор по металлургии и горной добыче Prosperity Capital Management Николай Сосновский. Если ЦОД действительно стоит порядка $150 млн, он потребует увеличения капитальных затрат компании на четверть, полагает он. «Подобная инвестиция, особенно в непрофильный проект, выглядит достаточно рискованной, учитывая, что еще недавно финансовые результаты компании были слабыми, а большая часть долга до сих пор на балансе», – уверен Сосновский. Чистый долг компании по итогам 2016 г. – $8,4 млрд, следует из презентации.
